ПОДОЛЕЦ Владимир Викентьевич
РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ
И ИДЕЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
===========================================
РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ - ЭТО ИДЕЯ СОЗДАНИЯ
ОБЩЕСТВА ОТВЕТСТВЕННОЙ СВОБОДЫ
А теперь я вправе сделать некоторые выводы, вытекающие из применения диалектических, синергетических, социологических и деятельностных подходов к анализу перспектив развития общества. Венчает применение этих подходов к социальным процессам создание Новой Картины Движения и развернувшееся на самом её верху противоречие сознательного социального регулирования между самоуправлением и управлением.
Я повторюсь, но повторюсь сознательно.
Природа подарила мирозданию и венцу своего творения – человеку «Дух», сознание, не для того, чтобы они испытали «счастье жизни». Счастье жизни человека для Космоса - то же самое, что счастье больно кусающейся осенней мухи – для человека. «Шлеп» и – готово! Космосу объективно важно совсем другое!
Поскольку в отдельном уголке Вселенной (на планете Земля Солнечной системы) возникли уникальные условия для процессов самоорганизации – о т к р ы т ь и м п р о с т о р .
Если реально наметились тенденции перехода самоорганизующихся систем с низших на более высокие уровни развития – о т к р ы т ь и м п р о с т о р .
Начались процессы ускорения самоорганизации на каждом вновь возникшем уровне? - Необходимо о т к р ы т ь и м п р о с т о р .
Появился, наконец, механизм с о з н а н и я , чтобы увеличить, ускорить темпы самоорганизации –им также надо о т к р ы т ь п р о с т о р .
Все проявления человеческого духа, которые дают нам возможности радоваться жизни как таковой и создавать гедонистические*, эвдемонистические*, альтруистические*, гуманистические, националистические, коммунистические и другие теории понимания своего бытия в этом мире, с т о ч к и з р е н и я бытия п р и р о д ы – н и ч т о ж н ы . Регулировать и у с к о р я т ь; включать познание и волю и у с к о р я т ь; сохранять все, чем обогатила мир самоорганизация, и у с к о р я т ь; беречь всё живое от вируса до человека и у с к о р я т ь …
У с к о р е н и е процессов прогрессивного развития Земной природы и Человечества это - процесс о б ъ е к т и в н ы й , исследованный наукой, и, поскольку мир наш еще существует, необратимый. Д у х человека н у ж е н Природе, Космосу, Субстанции и Движению только для того, чтобы через сознательное регулирование деятельности способствовать этому у с к о р е н и ю .
Спросим себя: А как мы можем вписаться в этот процесс и способствовать объективно проявляющей себя логике развития природы?
Мы можем быть довольны и благостны. Уже -
«вписались!» Уже – «способствуем». Но катастрофически не умно, и для единственной нашей кормилицы – Природы, предельно разрушительно.
Но посмотрите на Новую Картину Движения, и Вы обнаружите ответ. Человек и человечество должны так разрешить основное противоречие между самоуправлением и управлением, чтобы не мешать шагающей «железной поступью» природе двигаться в заданном ей объективными законами направлении.
А как же Личность, Гражданское общество, Государство, жажда власти, «выращивание капусты», любовь и секс, сценические дрязги и реклама пива???
Увы! – И это часть гениальных задумок природы, иногда, и это - тоже правда, выбивающаяся из их железной логики.
Чтобы действовать в русле природной необходимости, и одновременно, утолить необъятно разношерстную и часто корыстную жажду человека, надо подумать и об идеологии, и о национально-государственной идее, и об общественном идеале.
Но пусть и то, и другое, и третье гармонизирует и логику развития природы (1) и «шкурные интересы» (2) человека.
В контексте понимания логики движения Мира и развития Человечества, обоснование общественного идеала – забота особая. Здесь и законы природы надо учесть, и интересы отдельного человечка не забыть. Без такого, и именно такого идеала не может родиться национально-государственная идея. И если даже родится, то не сможет стать духовным знаменем, поднимающим за собой граждан, политические силы и общество в целом.
С моей точки зрения, главное в этом идеале – С в о б о д а , ограниченная О т в е т с т в е н н о с т ь ю. Перспектива, цель и лозунг России – создание « О б щ е с т в а О т в е т с т в е н н о й С в о б о д ы »!
В идее с в о б о д ы отражается реальное признание объективных, не зависящих от желания людей процессов самоорганизации в природе и обществе. С а м о о р г а н и з а ц и я , я еще раз это подчеркиваю, - о б ъ е к т и в н а , «стихийно» регулируется объективно действующими законами. Ни остановить, ни повернуть её вспять мы не в силах. Лишь чудовищная беззаботность, которой грешат люди, может ей временно препятствовать.
В идее о т в е т с т в е н н о с т и , отражено влияние на самоорганизацию (деятельность) внешних условий, объективных законов, или, говоря философским языком, н е о б х о д и м о с т и .
С в о б о д а – яркое, воспринимаемое не только мыслью, но и чувствами человека, эмоциональное по форме выражение объективно существующего, но субъективного по форме самоуправления индивидов и социальных объединений.
О т в е т с т в е н н о с т ь – их вынужденное или добровольное согласие подчиняться требованиям управления, изменчивым и подвижным нормам права и морали.
Центральная идея российского народа – идея с в о б о д ы . И это, не смотря на то, что его менталитет и «массовое сознание» готовы, порой, призвать авторитарных вождей, опирающихся на насильственные методы управления и обеспечения общественного порядка.
Но вы посмотрите, как «зеркало души» - великий русский язык, восстаёт против этого. Вслушайтесь в это «буйство» известных понятий: «вольность» и «свобода», «самоощущение» и «своеволие», «независимость» и «сумасбродство», «своенравие» и «самостоятельность», «самоуправство» и «самопожертвование»
Г а р м о н и я с в о б о д ы и о т в е т с т в е н н о с т и – вот находящийся в движении и д е а л и центральное звено р о с с и й с к о й и д е и , способный обеспечить оптимальное развитие общества.
Что нас неминуемо ждёт? К чему наше общество должно стремиться? Где его помыслы и цели?
Наша историческая цель, не имеющая границ во времени, – с о з д а н и е о б щ е с т в а о т в е т с т в е н н о й с в о б о д ы.
Не «единороссы» и «яблочники», не «левые» и «правые», не «либеральные демократы» и коммунисты должны звать за собой народ. У всех у них весьма туманное и призрачное будущее.
Вести Отечество вперёд призваны идея и партия ответственной свободы. Трагедию и несчастье России я вижу в том, что идея эта пока не воспринята, а партия не создана. Никто из политических лидеров не идёт, в наши дни, на Президентские, Думские и местные выборы под не очень сложными лозунгами, производными от этой о б щ е й идеи.
Что мы в реальности видим?
Да, видим очень не многое и, как правило, отражающее потребности «текущего момента». «Вернём богатства страны народу!», «За честь России, за права простых людей!» («Родина»); «Россия победит бедность!»(«Яблоко»); «Ликвидировать монополии, создать конкуренцию!»(«Союз правых сил»); «Свобода(!) и справедливость»(одна из самых незаметных партий), - вот так!!! Во всех этих нужных и актуальных лозунгах нет одного – чувства исторической перспективы, взгляда в отдаленное будущее.
РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ КАК ИДЕЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В контексте сказанного, собственно российской национально-государственной идеи б ы т ь н е м о ж е т .
Как результат добросовестных научных и философских исследований, она обречена быть о б щ е ч е л о в е ч е с к о й .
«Несокрушимая свобода» Дж. Буша, под лозунгами которой стирались с земли исторические ценности Афганистана, Сербии и Ирака, такая же дурь, как и особая «русская идея». Они, конечно, возможны и даже могут быть исторически оправданы, но только, как временный фетиш, отражающий специфику массового сознания, общественного мнения, заблуждений, традиций и нравов.
Что касается политической «дури», постоянно грызущей человечество изнутри и распространяющей свои мезостазы на окружающее нас биологическое, социальное и космическое пространство, то ее – хоть отбавляй. И сколько не говори бушеподобным политикам, они как старая заезженная пластинка – скрипят, как могут, шипят, как написано… Какие победные реляции при подготовке нападения на Ирак? Сколько веселья и радости? А «подсчитали – прослезились»!
Именно таким политикам, а их, к сожалению, не мало, мы и должны адресовать основные положения российской идеи.
З е м н а я цивилизация является е д и н о й самоорганизующейся с и с т е м о й . Задолго до синергетики об этом знали великие умы человечества (вспомним учение Тейяра де Шардена и В.И Вернадского о «ноосфере»). Поэтому в перспективе мировое сообщество должно стать у п р а в л я е м ы м . При этом каждый народ или нация должны иметь гарантированное право на независимость и с а м о у п р а в л е н и е.
Диалектическое противоречие между самоуправлением и управлением в сфере сознательного регулирования глобальной деятельности предстоит разрешать оптимально и гармонично, в интересах сохранения жизни на Земле и прогресса человечества.
« О б щ е с т в о о т в е т с т в е н н о й с в о б о д ы » является тем и д е а л о м , к которому объективно придут в с е народы, даже если будут называть его по-разному.
Развитие демократии, дисциплины, права и морали как особых социальных институтов, призванных, в конечном счете, рационально разрешить основное противоречие сознательного регулирования, будет способствовать этому. Сегодня они далеки от совершенства. Однако они существовали, существуют, и будут существовать, заботясь о том, чтобы общество не бросалось, как это было в далеком прошлом и иногда случается в наши дни, в крайности тоталитаризма и анархии.
Г л о б а л и з а ц и я , у которой сегодня много яростных противников, - процесс о б ъ е к т и в н ы й . Важно только понять это наиболее образованной части общества и объяснить всем остальным гражданам, что бороться надо против её грехов и пороков, которые есть следствие грехов и пороков людей, а не против неотвратимо пробивающей себе дорогу тенденции превращения Земной цивилизации в самоорганизующуюся и сознательно регулируемую целостность.
Противопоставлять себя необходимости, природному закону, «логосу» (Гераклит) – всё равно, простите за просторечивое выражение, что плевать против ветра. Познать и использовать их в интересах всего мирового сообщества – значит торжественно воспеть творческую мощь человеческого духа и его практических дел.
|