ПОДОЛЕЦ Владимир Викентьевич

РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ И ИДЕЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
=================================================

Вопросы и ответы на Форуме А.Г.Гордона
(часть 6)

Следующую группу в о п р о с о в задал мне некто *****ostap

О т в е т : Уж не знаю, ожидали ли Вы, что я вернусь к поставленным Вами вопросам? Но… Вот они – Ваши вопросы…

В о п р о с 1 : Вы позволите?

«1. Как вы считаете, какими являются сегодня, с точки зрения Российского Государства "РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ"?»

О т в е т : На м о й взгляд, с точки зрения современного Российского государства, я подчеркиваю, с о в р е м е н н о г о, «РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ» попросту отсутствует. Существует несколько попыток высказаться по этому поводу наших государственных мужей и нескольких теоретиков, как правило, не умеющих подняться выше эмпирического осмысления проблемы.

Именно поэтому, уважаемый Остап, я и попытался, грешен, не зная, что такое Форум Гордона, поставить вопрос о естественнонаучном, общенаучном и философском обосновании Российской идеи именно здесь. Хотя, быть может и зря…

Меня не раз упрекали здесь за некоторую самоуверенность и назидательность. Но что, простите, мне остается делать, если на этот уровень никто либо не может, либо не желает подниматься.

Вчера по телевидению я посмотрел передачу Сергея Капицы о природе и сущности Космоса. Беседа шла с главой РАН, если не ошибаюсь?!

Что интересно. Аргументы естествознания не оставляют «ничегошеньки» опекаемой Sergeem Basovim религии, и еще раз толкают нас к поиску научных основ мироздания и общественной жизни, в частности.

Так вот, термодинамика нашла источник изменений и развития Космоса в асимметрии, диалектика – во взаимодействии противоположностей.
Мир, благодаря им, в уникальных условиях Земли, что называется, ринулся ввысь, начал усложнение. Вершина этого усложнения – с о з н а т е л ь н о е р е г у л и р о в а н и е с а м о о р г а н и з а ц и и. Причем, его единственная цель, открыть природе простор к у с к о р е н и ю .

Почему я берусь утверждать это за косную, не думающую природу? Почему я утверждаю это за человека и человечество, которые заняты решением частных проблем еды, секса, размножения, развлечений, компьютерных игр и т. д.? – Да, потому, что процесс ускорения объективно существует - раз, он обоснован научно - два, «непреклонен»- три…. И т. д.

Что делать в этих условиях человеку и человечеству, России и российскому гражданину? Последовать за известными теоретиками эвдемонизма, гедонизма и т. д. Объявить «наслаждение», «счастье» - идеалом личности и общества?

Но вот беда, приходится постоянно спотыкаться о «кочку» так называемых «средств» достижения этих идеалов. И спотыкаться столь часто, что и о гедонизме и об эвдемонизме все уже давным давно забыли.

Президент России обращает внимание на «конкурентоспособность» как современную цель и смысл российской идеи. Кто-то говорит о русском патриотизме, справедливости, милосердии… Кто-то считает, что Национальная идея вообще не нужна.

Я, как и многие, желающие добра России Люди, считаю, что нужна. Ее стержнем должен стать общественный идеал. Но у идеала должен, по-моему, быть, некий стержень, или объективный критерий. Где его искать?

Ответ один – в логике развития Космоса и человека как его высшего достижения.

Человек капризен и коварен, жаден и корыстен, добр и отзывчив, туп и гениален, трудолюбив и ленив… Люди так не похожи в своих внешних и внутренних проявлениях, что найти объективный критерий общественного идеала и национальной идеи в их собственных социальных свойствах невозможно. Надо у г л у б и т ь с я в с у щ н о с т ь , в истоки, в глубины социального мира. И эта сущность, как оказывается, проявляется только в одном.

Люди, человечество – это единственная сила, которая способна с о з н а т е л ь н о р е г у л и р о в а т ь самоорганизацию природы и свою деятельность как её высшую форму.

Что я сделал?

Я попытался проникнуть в логику сознательного регулирования и обнаружил там объективно существующее взаимодействие с а м о у п р а в л е н и я и у п р а в л е н и я , так же неразделимых, как «яйцо и курица».

Все, чего может человек достичь в жизни, обеспечивает именно эта «кочка» - с а м о у п р а в л е н и е . Все, что ему стать помехой – это природный и социальный закон; правовая и нравственная нормы; условия жизнедеятельности малой социальной группы (преступная группировка, подростковая группа, семья …), к которой он принадлежит; и, еще, - у п р а в л е н и е, присутствующее в целой иерархии включенных друг в друга социальных систем.

Все выше перечисленное мое, Ваше , групповое и т. д. с а м о у п р а в л е н и е воспринимает как некий «забор, ограду», препятствующие его полному своеволию. Философы называют этот забор «необходимостью», а социологи и практики предостерегают: «Стой, впереди – мины!». Ступишь не так - взлетишь на воздух. За переход границы - тебе грозит кара!!!

Найдите мне что-либо кроме с о з н а т е л ь н о г о р е г у л и р о в а н и я деятельности, подыщите какой-либо иной объективный атрибут природы, способный помочь разглядеть будущее? Я прислушаюсь, подумаю, посмотрю…

Но пока не вижу, тем более, что уже теперь, сейчас, на глазах наших, у п р а в л е н и е и с а м о у п р а в л е н и е , по генезису своему законно рожденные детки природы, в человеке стали переживать подростковый «переходный возраст» и выходить за рамки дозволенного.

Маркс К. увидел объективный критерий идеала человечества в гармонии производительных сил и производственных отношений человечества, что и дает в результате – «коммунизм». Но идеал этот рухнул.

Рухнули идеалы править миром у Гитлера, Сталина, Буша…Управление, оказывается не всесильно. Самоуправление «хилых» Чечни, Сербии, Абхазии, Ирака… Ох как много хлопот принесло оно управлению, осуществляемому «сверху».

Вот так, просто и обыденно рассуждая, мы и пришли к догадке: « О б щ е с т в е н н ы й и д е а л – это г а р м о н и я самоуправления и управления в любой развивающейся социальной системе, позволяющая как самой системе, так и каждому ее самоуправляемому элементу оптимально развиваться.

Отсюда и эмпирически, уже на обыденном уровне вполне воспринимаемый лозунг, который я предложил поставить в центр Российской идеи – создание «Общества Ответственной свободы»!

С в о б о д а – это самоуправление в действии. О т в е т с т в е н н о с т ь – это самоограничение самоуправления перед лицом неминуемого возмездия. Ну, а если самоограничения не наступит, то тогда его «приведут в порядок» природный закон, право, мораль, «табу», обычай, традиция и т. д.

Постоянно возникает вопрос: Как выглядит социальный идеал? Есть ли это четкая, законченная модель общественной организации, как во «сне Веры Павловны»? Или это все-таки принцип общения, поведения и взаимодействия людей в обществе.

Ни одна из задуманных ранее моделей нигде не была реализована. А если бы и была – завтра бы изменилась.

А вот п р и н ц и п (!) , хоть и субъективно сформулированный может жить долго.

Эмпирически рожден и живет тысячелетия принцип демократии. Помнят люди заповеди божьи. Кое-кто вспоминает даже «нравственный императив И.Канта».
Б
еда в одном. Н е т в этих принципах той о б ъ е к т и в н о й о с н о в ы , что есть в принципе « О т в е т с т в е н н о й С в о б о д ы » .

Диалектика «самоуправления и управления» как двух диалектических противоположностей процесса социального регулирования – это впервые, мною сформулированное научно-философское открытие. Сделано оно не сегодня, а в диссертации 1988 года, защищенной в ЛГУ. Но Вы заметили, чтобы кто-то из теоретиков и практиков опирался на этот вывод как на методологию исследования и практики?

Я не заметил. Хотя жизнь и Россию заставила делить полномочия между центром и регионами, между Правительством и Губернаторами. Иначе говоря диалектика у п р а в л е н и я и с а м о у п р а в л е н и я – живет, здравствует и будет жить вечно.

Так что, р о с с и й с к а я идея, как и идея Земной цивилизации – это И д е я « О т в е т с т в е н н о й « С в о б о д ы » .

А вот и Ваш второй в о п р о с : «2. Как вы считаете, какими являются сегодня, с точки зрения Российского Государства "ИДЕАЛ ГРАЖДАНИНА".
Каким вы "ощущаете", "чувствуете" ответ на этот вопрос?»

О т в е т : Одно меня смущает, уважаемый Остап. Мне об одном и том же приходится говорить снова, снова и снова… Не листаете Вы, входя на Форум, прежних страниц обсуждаемой темы.

Так вот, я солидарен с тем, что, сколько людей существует на свете, столько существует и личностных идеалов. Особенно актуально это признать сейчас, когда, наконец, человека и личность в их соотношении с обществом стали переставлять на первое место. Но…Процесс, кажется, слегка приостановился???

Но как-то тут «Компаньон» верно заговорил «об унификации» Идеала Российского Гражданина… и замолк.

Между тем, унификация такая есть, и она - едина для личности и общества. Идеал Гражданина – Это Свобода. Но я - не дурак, не преступник, не насильник, не невежда… Я знаю, что моя с в о б о д а должна быть ограничена и веду себя о т в е т с т в е н н о .

О т в е т с т в е н н а я С в о б о д а – вот унифицированный идеал Р о с с и й с к о г о г р а ж д а н и н а . О т в е т с т в е н н а я С в о б о д а – вот идеал г р а ж д а н и н а З е м л и .

С искренним уважением ко всем читателям этой работы

ПОДОЛЕЦ В.В.

 

     Главная страница




Используются технологии uCoz